История Гоа

Истинное происхождение названия Гоа теряется в сумраке времен. В поздний Ведический период (1000 — 500 гг. до н.э.), когда был создан древнеиндийский эпос «Махабхарата», Гоа упоминался под санскритским названием Гомантак, словом, имевшим много значений, в основе которых лежало понятие «плодородной земли».

Популярная легенда гласит, что герой древних мифов Парашурама, шестое воплощение бога Вишну, несколько тысяч лет назад создал все Конканское побережье, повелев морю отступить. Морской бог отказался от земель на берегах двух главных рек Гоа Мандови и Заури (в те времена носивших имена Гомати и Асгханасини), отдав их под поселения ариев, пришедших в эти места вместе с Парашурамой.

Подробно история священной земли Гомантака описана в ведах, в частности в «Махабхарате». Согласно ей, брахман Парашурама из рода Сарасватов истребил род кшатриев, которые вознамерились подчинить себе и духовное, и социальное руководство, принадлежавшее брахманам, после чего даровал их земли мудрецу Кашьяпмуни. Но земли, лишенные управления кшатриев, погрязли в хаосе безвластия, и обеспокоенный этим Кашьяпмуни обратился к Парашураме за позволением переселиться в другие места. Парашурама отправился на юг и создал новую землю, приказав морю отступить, освободив широкую полосу побережья.

Однако, согласно исторической гипотезе, массовое переселение ариев было вызвано тем, что река Сарасвати, будучи в ведические времена полноводной, пересохла, вынудив их искать новые земли. Именно поэтому первая волна арийских переселенцев, пришедших в Гоа, носила имя Сарасватов.
Группа из 96 семей обосновалась вдоль Конканского побережья около 1000 г. до н.э. 66 семей нашли пристанище в южной части современной провинции Сальсетте, название которой восходит к санскритскому слову «сассат», что обозначает «шестьдесят шесть».
Остальные 30 семей осели в северной части нынешней провинции Тисвади, которая берет свое имя от санскритского «тридцать».

Любопытная деталь. Если верить этому мифу о происхождении Гоа, то Парашурама выпустил стрелу с высоты Западных Гатов, повелев морскому богу осушить землю до того места, куда упала стрела. Место, где приземлилась стрела, получило имя Баннали (от санскритского «банн» — стрела и «али» — место, деревня), что соответствует современному Бенаулиму.
Не сохранилось никаких данных, которые могут помочь определить точную дату переселения Сарасватов в Гоа или свидетельствовать о том, что арии были первыми переселенцами в этом регионе. Однако сам факт переселения части арийских племен на территорию современного Гоа является абсолютно неоспоримым.

Древний мир

Надписи и рисунки, обнаруженные в различных местах на территории Гоа, указывают на то, что первые поселения людей возникли здесь в каменном веке, в 10 — 8 тысячелетии до н.э.
Первое письменное упоминание Гоа, под именем Губио, было сделано в шумерских клинописных табличках, относящихся к эпохе царя Гудеа, правителя Лагашского королевства около 2200 г. до н.э. В пользу этой гипотезы говорит тот любопытный факт, что в Гоа до сих пор используется шумерская мера длины, равная 12 локтям, где длина локтя составляет 0,495 м. В большинстве же других регионов Индии локоть равен 0,46 м. Также существуют данные, позволяющие предположить, что финикийцы, опытнейшие мореплаватели того времени, появились в Гоа около 1775 г. до н.э.

Эпоха Маурьев

Результаты наиболее древних археологических раскопок, связанных с Гоа, относятся именно к этому периоду индийской истории. Народ Гоа под разными именами упоминается в указах великого короля Ашоки из династии Маурьев, высеченных на каменных колоннах и сохранившихся до наших дней в районе Гирнара. В эпоху правления могущественных Маурьев (321 — 187 гг. до н.э.) Гоа являлся частью провинции Кунтала, входившей в их империю. Однако после смерти Ашоки в 232 г. до н.э. империя стала приходить в упадок, и Гоа перешел в руки новых властителей. Предполагается, что учение Будды, возникшее в середине первого тысячелетия до н.э., проникло на территорию Гоа как раз в это время. А развалины храма, обнаруженные в Куднеме, говорят о том, что и джайнизм не обошел Гоа стороной. После заката династии Маурьев Гоа переходит под контроль династии Сатаваханов, которая стояла во главе государства Андхра, образовавшегося на плоскогорье Декан в Южной Индии в III веке до н.э. Эпоха правления Сатаваханов стала периодом экономического расцвета Гоа, превратив его в центр международной торговли со связями в Африке, на Ближнем Востоке и даже с Римской империей.

Индийские династии

В течение 700 лет после падения Сатаваханов Гоа переходил из рук в руки различных индийских династий, сменявших друг друга на Декане. Во II веке Гоа входит в состав владений династии Бходжа, которая основала столицу своего королевства в Чандрапуре (современный Чандор) и оставалась у власти почти 300 лет. На смену Бходжа пришла могущественная династия Чалукья из Бадами, подчинившая себе весь Декан в начале VII века. Однако в конце VIII века Чалукья были отлучены от престола, Гоа вновь поменял своего хозяина, оказавшись во власти династии Шилахаров. В 973 г. Чалукья, восстановившие свои позиции, попытались вернуть себе Гоа. Этой междоусобицей воспользовались махараджи Кадабмы, правившие в Южном Конкане, завоевавшие Гоа в начале XI века, не без помощи Чалукья, ставших их союзниками.
Период правления Кадамба известен как первый золотой век Гоа. Махараджи Кадамбы оставались у власти вплоть до середины XIV века. В 1310 г. столица государства была перенесена из Чандрапура в Говепури, иначе также называвшийся Гопакапатана, на берегах реки Заури, там, где сегодня находится Велья Гоа (Старый Гоа). В этот период Гоа становится важным торговым центром, куда съезжались купцы со всего Малабарского побережья, из Бенгалии, с Суматры и Аравийского полуострова.
Правление махараджей Кадамбы было отмечено неслыханной религиозной терпимостью. При их поддержке и участии была возведена первая мечеть, а огромное количество индуистских храмов, построенных в эпоху их властвования, превратило Гоа в центр паломничества, привлекая сюда верующих со всей Индии.
Однако уже к 13 веку звезда некогда могущественных Чалукья окончательно закатилась и махараджи Кадамбы остались без своего верного союзника. В одиночку им было трудно противостоять новым государствам, возникшим на обломках империи Чалукья.
Одним из этих государств было княжество династии Ядавов из Девагири, которые и отвоевали Гоа у махараджей Кадамба в XII веке. Но в XIV веке Ядавы не смогли оказать серьезного сопротивления натиску ислама с севера, а их территории отошли к более могущественному индийскому государству Виджаянагар, основанному в 1336 г. на берегах р. Тунгабхадры и ставшему оплотом сопротивления исламскому нашествию, надвигавшемуся с Севера.

Нашествие мусульман

В XIV веке Гоа подвергся нескольким мусульманским нашествиям с севера. В 1312 г. мусульмане появились здесь в первый раз, практически полностью разрушив Говепури, а через 15 лет войска Бахманидского султаната, ведомые Мухаммед-Шахом I из рода Туглаков, вернулись, чтобы сравнять с землей Чандрапур. Им удалось завоевать Гоа, но не надолго.
Уже в 1378 г. набравший силу Виджаянагар вернул себе утраченные территории и Гоа вновь стал частью их империи, объединившей почти всю Южную Индию, столица которой тогда размещалась там, где теперь находится город Хампи. В эту пору именно через Гоа стал осуществляться экспорт индийских специй в арабские страны, а оттуда привозились арабские скакуны, необходимые виджаянагарской армии, которая вела постоянные междоусобные войны с мусульманскими государствами. В результате этих войн в 1470 г. Гоа вновь вернулся в руки династии Бахманидов, которые во главе с Мухаммед-Шахом II присоединили его к своему королевству.
В результате интриг и войн между мусульманскими государствами Бахманидский султанат распадается на пять мелких княжеств. Юсуф Адил-Шах создаёт султанат Биджапур, куда входит и Гоа. Именно тогда, после разрушения Говепури, Адил-Шах строит новую столицу на северном берегу реки Мандови, там, где сейчас находится столица штата город Панаджи. Это было необходимо для развития морской торговли, так как река Заури начала к тому времени заиливаться. Как раз в эпоху правления Юсуфа Адил-Шаха был построен прекрасный дворец, который впоследствии стал резиденцией португальского вице-короля, а теперь в нем находится Секретариат штата. Вновь в истории Гоа наступает период расцвета. Ширится международная торговля. Гоа становится промежуточным пунктом на пути мусульманских паломников в Мекку.

Появление португальцев и колонизация

Португальцы, бывшие в ту пору ведущей морской державой, стали первыми, кто нашел морской путь из Европы в Индию вокруг мыса Доброй Надежды. После долгого плавания Васко да Гама бросил якорь в районе Каликута, в нескольких сотнях километров южнее Гоа, в мае 1498 г. Закрепившись на Малабарском берегу, португальцы начали экспансию на восток и запад, вытеснили купцов-мусульман и впоследствии на целое столетие утвердили свою монополию в индийских морских водах.
Португальцам очень хотелось контролировать торговлю специями и для этого они нуждались в хорошем порте на западном побережье. Таким портом суждено было стать Гоа. В 1510 г. португальская флотилия под командованием Альфонсо Д»Альбукерка становится на якорь у берегов Гоа. Захватив столицу, Альбукерк оказался не в состоянии удержать ее. Он покидает Гоа, чтобы вернуться через несколько месяцев и установить окончательный контроль португальской короны над новыми землями. Но когда он возвращается в 1512 г. из Малакки, ему опять приходится вступать в противостояние с мусульманскими правителями, претендующими на владение Гоа. Одержав победу, Альбукерк предпринимает такие меры безопасности и миротворчества, что город быстро становится самым процветающим из всех португальских поселений в Индии. По всей захваченной территории строятся церкви, открывается больница. Будучи дальновидным политиком, Альбукерк разрешает португальцам жениться на местных женщинах, чтобы взрастить в Гоа лояльное к новой власти население. Вновь расцветает торговля. Даже враждебный Биджапурский султанат обращается к нему с целью наладить постоянный ввоз арабских лошадей.
Однако вражда с мусульманскими государствами, стремившимися получить власть над Гоа, не прекратилась, а после смерти Альбукерка в 1515 г. еще более усилилась. Уже в 1516 г. Адил-Шах предпринимает попытку вернуть потерянную территорию, но терпит поражение. В 1520 г., во время очередной войны между Виджаянагаром и Биджапуром, португальцам, выступившим на стороне первого, удается захватить провинции Бардез, Понда и Сальсетте. Правда, в этот раз не надолго. Но уже в 1543 г. португальцы, расчетливо игравшие на конфликтах между самими мусульманскими правителями, смогли подписать с одним из них договор, по которому Бардез, Сальсетте и Тисвади окончательно становятся их владениями. На этом был завершен первый этап португальской колонизации Гоа, известный как «Старая конкиста».
В 1570 г. португальцы успешно отразили мощный натиск Биджапура, объединившего свои силы с монархами Каликута и несколькими мелкими княжествами региона. Но над португальскими землями в Ост-Индии к этому времени нависла серьезная угроза.
Голландия, обладавшая более мощным флотом, стала стремиться к установлению своего контроля над торговлей индийскими специями. В борьбе за господство в юго-восточных морях голландцы вступали в союз с любыми индийскими государствами, воевавшими с Португалией. Придерживаясь такой политики, им удалось лишить своих конкурентов практически всех владений на западном побережье Индии. Вдобавок, Голландия захватила Малакку и Цейлон. Таким образом, в 1668 г. владения Португалии в Индии ограничивались провинциями Чаул, Бардез, Сальсетте и Тисвади. Однако в результате
множества пограничных войн, которые португальцы вели со своими соседями во второй половине XVIII века, они смогли расширить свои колонии в Гоа, присоединив провинции Пернем, Бичолим, Сатари, Понда, Квепем, Сангвем и Канакона. Следовательно, несмотря на то, что португальцы потеряли большую часть азиатских территорий, сам Гоа увеличился. Этот этап известен в истории как «Новая конкиста».
С португальцами в Гоа пришла и их религия. Под управлением Альбукерка, торговля была основным фактором португальской политики в Индии. Поэтому поначалу португальцы были настроены снисходительно к местной религии (хотя не столь уж снисходительно по отношению к мусульманам). Однако в 40-х г. XVI века в Гоа начинают прибывать монашеские ордена (так, в 1542 г. здесь появляется св. Франсиск Ксавьер, основавший в Гоа первую иезуитскую миссию), а вслед за ними, в 1560 г. до Гоа добралась Святая инквизиция. С ее приходом либеральная политика португальцев по отношению к индуизму резко изменилась. Многие индуистские храмы были разрушены, а
на их месте построены церкви. Население, продолжавшее исповедовать местную религию, подвергалось преследованиям и насильственно обращалось в христианство.
Даже новообращенные христиане считались в Гоа людьми второго сорта. Несмотря на ослабление рвения к религиозной экспансии, вплоть до изгнания иезуитов из Гоа, последовавшего в конце XVIII века, эта агрессивная, непродуманная политика колонизаторов заложила основу освободительного движения в Гоа.

Начало борьбы за независимость

Уже в середине XVI века в Гоа начали происходить восстания местного населения, направленные против колониального гнета Португалии. По мере создания четкой административной системы, в которой власть во многом контролировалась миссионерами из Португалии в лице орденов Иезуитов, Францисканцев и Доминиканцев, и где местные христиане попросту игнорировались, не допускаясь к сколько-нибудь ответственным постам, недовольство гоанской аристократии и духовенства возрастало.
В 1787 г. несколько местных священников, которым португальский король отказал в их притязаниях на место архиепископа Гоа, попытались организовать заговор, чтобы покончить с засильем белого большинства и расовой дискриминацией. Они собирались в доме одного из участников заговора отца Пинто, по фамилии которого и была названа эта неудавшаяся попытка организовать переворот. Португальцам стало известно о намерениях группы местного духовенства и военных, поддержавших заговор. Они были арестованы, и большинство организаторов были казнены.
Заговор Пинто любопытен также тем, что в его организации принимал участие Жозе Кустодио де Фариа, получивший известность как аббат Фариа. Он родился в Гоа в 1756 г. После раскрытия заговора, аббат Фариа был вынужден покинуть Индию. В 1789 г. он оказался в революционном Париже, где был назначен командиром батальона санкюлотов. Арестованный позднее наполеоновской полицией, он провел несколько лет в заточении в замке Иф, а после низвержения Наполеона вернулся в Париж, где открыл «зал магнетизма» и вскоре приобрел широкую известность как специалист в области гипноза. Жозе Кустодио де Фариа — автор первой в мире монографии по гипнозу. Некоторые обстоятельства биографии великого психотерапевта отражены в романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо».
Помимо заговора Пинто, в XVIII-XIX веках Португалии пришлось столкнуться с рядом восстаний и мятежей, то и дело вспыхивавших по всей территории колонии. И без того непростое положение слабеющей Португалии усугублялось активными действиями Британской империи, направленными на расширение своих владений в Индии. Впервые португальцы столкнулись с англичанами в начале XVI века, когда британская Ост-Индская компания должна была преодолеть португальское противодействие, чтобы создать факторию в Сурате на западном побережье Индии. Настоящая борьба за Индию развернулась между Великобританией и Францией в XVIII веке, в период наполеоновских войн, когда соперники втянулись в междоусобные распри индийских правителей и военные действия, которые до этого велись в Европе, переместились на территорию Индии. В 1797 г., во время англо-майсурской войны, Гоа даже подвергся британской оккупации, которая продлилась 16 лет. Все это, с одной стороны, ослабляло власть Португалии в ее индийских колониях, с другой — вынуждало идти на либерализацию своего управления.

Освобождение

В конце XIX — начале XX века движение за освобождение Гоа от португальского гнета потеряло силу, ввиду довольно либеральной политики колониальных властей. Стремление португальцев к религиозной экспансии давным-давно угасло, местному населению, исповедовавшему индуизм, было разрешено отправлять религиозные культы. Даже свобода прессы была довольно широкой. Таким образом, большинство выдвигавшихся требований сводилось к административной и финансовой независимости Гоа от метрополии.
Однако в 1926 г. в Португалии происходит военный переворот, в результате которого к власти приходит диктатор Антониу Ди Оливейра Салазар. Гражданские свободы были резко ограничены, была введена цензура. Это привело к обострению борьбы местного населения за независимость. Одним из ее вдохновителей стал выдающийся деятель социалистического движения Индии Рам Манохар Лохия, приехавший в Гоа в 1946 г. и на публичном митинге в Маргао призвавший к организации народного фронта борьбы за гражданские права, что положило начало массовому движению за освобождение Гоа от португальского владычества. После этого по всему Гоа прокатилась волна маршей протеста и акций гражданского неповиновения. Однако к концу года, после ряда репрессивных мер со стороны колониальных властей, освободительное движение вновь угасло.
Большинство населения Гоа надеялось на скорое освобождение после того, как в 1947 г. Индия обрела независимость от британской короны. Однако годы шли, а Гоа вместе с Даманом и Диу все еще оставались в руках Португалии.
Успехом своей борьбы за свободу после 1947 г. гоанцы во многом обязаны усилиям индийского правительства, которое, несмотря на отказ диктатора Салазара от переговоров, в течение пяти лет пыталось решить вопрос о статусе Гоа мирным путем. В 1953 г., убедившись в полной бесперспективности переговорного процесса, Индия разорвала дипломатические отношения с Португалией. В том же году был создан Комитет действия Гоа, объединивший различные политические организации, которые выступали за освобождение Гоа и действовали на индийской территории. Комитет получил широкую поддержку по всей Индии. Большое количество индийцев гоанского и негоанского происхождения стали записываться в добровольцы для организации так называемой сатьяграхи — движения ненасильственного несотрудничества. Сатьяграха, уходящая корнями в буддийско-джайнийские теории ненасилия, была впервые организована еще Махатмой Ганди в конце XIX века. Ее целями были бойкот официального режима, школ, судов, товаров, выборов, отказ от уплаты государственных налогов. В августе 1955 г. несколько групп добровольцев-сатьяграхи, общей численностью около 3000 человек, перешли индийскую границу и вошли в Гоа. Они были встречены португальскими войсками и полицией, которые открыли огонь по безоружным людям. В результате десятки людей были убиты и ранены. Эта бесчеловечная акция португальских властей вызвала волну протеста в Индии и привела к экономической блокаде Гоа со стороны индийского правительства. Торговые отношения были прерваны, приостановлено железнодорожное сообщение. Надо сказать, что это дало определенный толчок развитию международных торговых связей Гоа, прежде всего с Пакистаном и Шри-Ланкой. В результате был построен аэропорт Даболим, а также приняты меры, направленные на развитие местного сельскохозяйственного производства. Однако правительство Индии, возглавляемое Джавахарлалом Неру, сторонником мирного решения спорных вопросов, ограничило свою поддержку освободительной борьбе народа Гоа принятием резолюций, осуждающих португальское
правление. В октябре 1961 г. в столице индии Дели был организован международный семинар, посвященный португальскому колониализму, в котором приняли участие представители многих зарубежных стран, особенно африканских. Под впечатлением от семинара Д. Неру изменил свое отношение к решению проблемы Гоа и на одном из публичных митингов пообещал скорое его освобождение. Однако Португалия, в которой все еще правил Салазар, по-прежнему не собиралась расставаться со своими владениями в Индии. Салазар проигнорировал предложение международных посредников в лице США и Великобритании об урегулировании проблемы Гоа, не оставив, таким образом, Индии другого выхода кроме начала военной акции. 18 декабря 1961 г. индийские войска вошли в Гоа, встретив чисто символическое сопротивление. Так пал последний оплот португальского колониализма в Индии.

Независимость

В 1962 г., согласно 12 поправке к Конституции, Гоа (вместе с другими португальскими анклавами Даманом и Диу) вошел в состав Индии как союзная территория, пользующаяся самоуправлением при минимальном вмешательстве со стороны Дели. В январе 1967 г. был проведен референдум, на который был вынесен вопрос о возможном слиянии союзной территории Гоа со штатом Махараштра. Народ Гоа проголосовал в пользу статуса союзной территории. А 30 мая 1987 г. тысячи гоанцев отпраздновали в столице Панаджи долгожданное провозглашение Гоа 25-м штатом Индийского Союза.

комментарии

Добавить комментарий